Это система принципов и норм регулирующих отношения


1. Понятие международного права и его роль в управлении международным сотрудничеством.
Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении.

К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют предмет международного права.

Нормы международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений субъектов международного права или иных субъектов. Нормам международного права присущи те же особенности, что и внутригосударственным нормам. Норма устанавливает общеобязательное правило поведения для всех субъектов отношений.

Круг субъектов международного права составляют: государство, международные межправительственные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, и государствоподобные образования.Исходя из данного определения международного права можно выделить определенные его особенности.

Международное право отличается от внутригосударственного права по следующим основаниям:

1) по предмету правового регулирования. Международное право регулирует отношения публичного порядка и не затрагивает отношения частного характера;

2) по кругу субъектов. В международном праве сложился особый круг субъектов; вопрос об отнесении частных лиц к субъектам международного права является дискуссионным;

3) по способу нормообразования. В международном праве существует особый согласительный порядок образования норм. Субъекты международного права являются непосредственными участниками процесса нормообразования;

4) по способу защиты норм. В международном праве отсутствует какой-либо аппарат надгосударственного принуждения. Субъекты выполняют свои международные обязательства на основе принципа добровольного выполнения норм международного права.

Функции международного права:

- координирующая – в нормах международного прав отражаются общепризнанные для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений;

- регулирующая – установление государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия;

- обеспечивающая – принятие норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства;охранительная – защита законных прав и интересов государства.

Отношения, регулируемые МП (отождествляются с это система принципов и норм регулирующих отношения МППО):

1) между государствами (двухсторонние, локальные многосторонние, универсальные);

2) между государствами и международными межправительственными организациями;

3) между государствами и государствоподобными образованиями;

4) между государствами и нациями, борющимися за независимость;

5) международных организаций друг с другом.

Группы межгосударственных отношений (как основного предмета регулирования): 1) межгосударственные отношения, не входящие в компетенцию внутригосударственных органов, связанные с общечеловеческими ценностями (международная безопасность, разоружение, глобальные экологические процессы); 2) отношения, объективно являющиеся межгосударственными (установление государственных границ, оказание правовой помощи, вопросы двойного гражданства, визовый режим); 3) отношения, принадлежащие к внутренней компетенции государств, но представляющие интерес для всего мирового сообщества в целом (защита прав и свобод человека, осуществление уголовной юрисдикции в отношении международных преступлений).

^ 5. Правотворчество в международном праве: стадии и виды норм. Международно-правовой обычай и его роль в управлении международным сотрудничеством.
Международное правотворчество представляет собой процесс создания норм международного права его субъектами.

Этот процесс отличается значительной сложностью и спецификой в результате отсутствия единого законодательного органа. Нет единой конституции, регламентирующей процесс правотворчества. Поэтому сами субъекты по своему желанию определяют методы создания норм права, что облегчает адаптацию этих методов к меняющимся условиям международной жизни.

Из-за отсутствия надгосударственной власти в основе всех способов создания норм международного права находится соглашение субъектов. Conventio facit legem (соглашение создает право).

Процесс создания норм МП – процесс согласования воли государств.

Стадии данного процесса:

1) согласование воли государств относительно содержания правил поведения; согласованная воля государств – их общая, одинаковая воля - результат компромиссов, взаимных уступок и договоренностей;

2) согласование воли государств относительно признания этого правила поведения юридически обязательным, имеющим характер нормы права.

Достигнутое согласие закрепляется:

1) в виде совпадающих прав и обязанностей участников соглашения;

2) путем баланса - одно государство наделяется одними правами и обязанностями, другое – другими.

Способы создания норм МП:

1. Основной способ создания норм МП – международный договор – международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регистрируемое МП независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (ст.2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969).

2. Международно-правовой обычай не является результатом согласования воль субъектов МП. Государство рассматривает конкретное обычное правило как норму МП, как правило, юридически обязательное в международном плане - это выражение воли государства; при выражении воли других государств в том же направлении образуется молчаливое соглашение о признании обычного правила в качестве МПН.

Виды обычных норм:

1) сложившееся в практике неписаные правила, за которыми субъекты признают юридическую силу;

2) созданные путем признания нескольких или даже одного предшествующего акта неписаные правила, за которыми признается юридическая сила.

Для признания международно-правового обычая необходимы два условия – всеобщая практика и признание обычая в качестве правовой нормы (ст.38 Статута МС ООН). Обычная норма МП формируется постепенно, возникает в результате повторяющихся действий всех субъектов. Признание обычной нормы может подтверждаться заявлениями государств, судебными решениями, практикой, при признании обычной нормы не допускаются оговорки.

Изменение или отмена обычной нормы могут осуществляться:

1) договорным путем; 2) путем обычая - изменение всеобщей практики, сопровождающееся признанием в качестве МПН.

Обычная норма и договорная норма различаются не по сути, а по способу достижения соглашения и форме его выражения. Договор - ясно выраженная и, как правило, письменная форма. Обычай - неписаная форма, в большинстве случаев создается молчаливым соглашением.

Иные способы создания норм МП:

1) решения международных организаций, носящие обязательный характер;

2) рекомендации международных организаций, носящие декларативный (необязательный) характер;

3) решения международных судебных органов (МС ООН, МСУ ООН).

^ 9. Понятие и классификация основных принципов международного права. Краткая характеристика источников, в которых закреплены эти принципы.
Основные принципы международного права - это концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные правила поведения субъектов международных отношений, возникающие как результат общественной практики по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

Они представляют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. Принцип международного права - это норма международного права, имеющая обязательный характер для всех субъектов.

От принципов права следует отличать принципы правосознания - субъективные представления людей, общественных движений, политических партий. О том, как должны регулироваться те или иные общественные отношения. Принцип права - это нормативное отражение объективного порядка вещей, общественной практики, закономерностей общественного развития, а не субъективные представления об этих процессах. Соблюдение принципов международного права является строго обязательным.

Принципы международного права формируются обычным и договорным путем. Они выполняют одновременно три функции:

1. способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками;

2. закрепляют все новое, что появляется в практике

международных отношений;

3. способствуют развитию международных отношений.

Характерной особенностью принципов международного права является их универсальность, т. е. все субъекты международного права обязаны строго соблюдать принципы, поскольку любое их нарушение будет с неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международных отношений, поэтому принципы международного права являются критерием законности всей системы международно-правовых норм. Действие принципов распространяется даже на те области отношений субъектов, которые по каким-либо причинам не урегулированы конкретными нормами. Принципы являются фундаментом международного правопорядка.

Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе Организации Объединенных Наций. Принципы Устава ООН носят характер jus cogens, т. е. являются обязательствами высшего порядка, принимаемыми и признаваемыми международным сообществом государств в целом как нормы, отклонение от которых недопустимо и которые могут быть изменены только последующими нормами такого же характера.

Наиболее авторитетными документами, раскрывающими содержание принципов современного международного права, являются:

1. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., - содержит семь «основных принципов международного прав»;

2. Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г., - закрепляет десять принципов, которые уже не названы основными.


^ 2. Основные научные школы в международном публичном праве: юридический реализм, структурный реализм, социологическая юристпуденция, конструктивизм. Оценка.
Науке известно более 10 концепций, в которых обосновывается сущность мирового права и его роль в обеспечении мира, безопасности и сотрудничества.

Классическая юридическая мысль (начала формироваться в конце 19 в. и завершила становление в начале 30-х г) – международное право наука, которая может быть полностью отделена от политики. Правовые нормы и институты возникают не из властного принуждения со стороны государства, а из обычая, конценсуса. Обычай – отражение мнения единой общности. Международное право эволюционирует, обретая силу и эффективность благодаря арбитражному процессу и неформальным механизмам. Слабость международных институтов объясняли временными трудностями.

Школа юридического реализма (зародилась перед 2 мировой войной). Государство – главный акт в международном праве, международное право – отражение интересов могущественных государств. Идеологическая платформа – статья Г. Моргентау «Позитивизм, функционализм и международное право». Международно-правовые нормы – не нейтральные принципы, а продолжение политики иными средствами.

Структурный реализм – государство – базовый элемент в существующей структуре анархии. Первостепенный интерес государства – это его выживание. В целях анархии, каждое государство борется за свои интересы, безопасность отдельного государства обеспечивается преимуществами, имеющимися у него перед другими государствами. Т.к. у всех государств разные устремления, международное взаимодействие сводится к нулю, преимущество одного государства является проигрышем другого. Международное право отражает интересы могущественных государств.

Социологическая юриспруденция – (Г. Лассвел, М. Мидутал). Они обосновывают влияние международного права на поведение государств, даже самых могущественных на основе данных таких наук как психология, социология, антропология и политология.

Теория рационального институциолизма (А. Чайес, Р. Кохане)– решению международных проблем активно способствуют международные межправительственные организации. Государства-гегемоны создают международный правопорядок посредством международных институтов, но такой правопорядок может рухнуть в случае многополярного распределения силы в международной системе.

Концепция либерализма (развивается с 80-х гг 20 в, А. Слаутер) – государственные интересы понимаются как совокупность интересов индивидов. Международное право формируется по направлению снизу – вверх.

Школа конструктивизма (Ф. Краточвил, А. Ветдт, Д. Кеннеди, Р. Гордон) – международное право с одной стороны отражение самоидентификации могущественных государств, с другой стороны – социальный артефакт, направляющий процессы самоидентификации и формирования интересов всех государств.

^ 6. Применение норм международного права судами РФ: общей и специальной юрисдикции. Постановление Пленума ВС РФ «О применении судами...» от 10.10.2003. Примеры.
Конституция РФ определяет связь МП с правовой системой РФ - общепризнанные принципы и нормы МП и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч.4 ст.15 КРФ).

Эффективность большинства норм современного международного права зависит не только от того, как эти нормы соблюдаются в сфере межгосударственного общения, но и от того, как эти нормы реализуются в рамках национальных правовых систем. Соблюдение Российской Федерацией международно-правовых обязательств является одной из важнейших предпосылок продолжающейся интеграции России в международное сообщество. Поэтому включение соответствующих положений в Конституцию РФ явилось правовой необходимостью. В настоящее время большинство общепризнанных норм международного права и международных договоров реально могут быть обеспечены и реализованы исключительно через систему государственных органов, включая суды.

В ходе реализации ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в судебной практике возникало много вопросов, связанных с надлежащим применением норм международного права. В связи с этим 10.10.2003 г. Пленумом Верховного Суда РФ было принято Постановление.

Международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе РФ, применимы судами, в том числе военными, при разрешении гражданских, уголовных и административных дел (Постановление Пленума ВС РФ от 10.10.2003 №5 «О применении судами..."):

1) при рассмотрении ГрД, если международным договором РФ установлены иные правила, чем законом РФ, регулирующим отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения;

2) при рассмотрении ГрД и УД, если международным договором РФ установлены иные правила судопроизводства, чем ГПК или УПК РФ;

3) при рассмотрении ГрД и УД, если международным договором РФ регулируются отношения, в том числе с иностранными лицами, ставшие предметом судебного рассмотрения;

4) при рассмотрении дел об административных правонарушениях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

Пленум ВС РФ в Постановлении разъяснил, что права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (пункт 1).

Наличие внутригосударственных правовых норм, санкционирующих действие норм международного права в правовой системе России, обязывает суды РФ при рассмотрении определенных категорий дел руководствоваться нормами международного права и, следовательно, их применять. Неприменение или неправильное применение нижестоящим судом норм международного права является одним из оснований к отмене или изменению вышестоящим судом соответствующего судебного акта.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации должны единообразно применяться в рамках правовой системы России. Постановление Пленума Верховного Суда РФ направлено именно на единообразное применение судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющееся залогом эффективной реализации Российской Федерацией ее международно-правовых обязательств.



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Книга Международное право читать онлайн бесплатно, автор Н. А. Вирко на Пруд своими руками из чугунной ванны

Это система принципов и норм регулирующих отношения Это система принципов и норм регулирующих отношения Это система принципов и норм регулирующих отношения Это система принципов и норм регулирующих отношения Это система принципов и норм регулирующих отношения Это система принципов и норм регулирующих отношения Это система принципов и норм регулирующих отношения Это система принципов и норм регулирующих отношения Это система принципов и норм регулирующих отношения