Государство в кредитных отношениях выступает в качестве

Государственный кредит - это система де­нежных отношений государства с физическими и юридическими ли­цами своей страны и зарубежных стран, а также международных финансовых организаций по поводу мобилизации государство временно свободных денежных средств на нача­лах срочности, возвратности, возмездности; предоставления государством бюджетных средств в качестве кредитных на тех же началах (возвратно­сти, срочности, платности) и предоставления государственной гарантии отдельным заемщикам.

Для современного государства характерно, что его расходы растут быстрее, чем доходы, поэтому большинству стран свойствен дефицит госбюджета. Государственные займы являются одним из методов покрытия дефицита. Главное негативное последствие госзаимствований - рост долга.

Понятие «государственный кредит» в широком смысле слова включает все кредитные отношения, в которых государство выступает одним из субъектов. Это отношения, в которых государство может выступать:

а) кредитором; б) заемщиком; в) гарантом по заемно-кредитным отношениям других субъектов.

Понятие государственный кредит можно трактовать и в узком смысле слова, когда государство выступает в качестве кредитора, а когда государство выступает заемщиком, применяется понятие «государственный займ».

В каких случаях государство выступает кредитором: кредитует отдельные слои населения, напр. в Кем.Обл. молодым перспективным семьям ипотечный кредит под 6 %, кредитует малый бизнес, кредитует в условиях финансового кризиса банковский и промышленный сектор (обсудить можно на семинаре этот аспект), бюджетные кредиты даются нижестоящим органам власти для финансирования бюджетного дефицита, государство кредитует другие страны, и менее развитые, и развитые на основе взаимовыгоды «ты помог – тебе, если потребуется - помогут» (кредиты здесь могут быть и финансовые, т.е. денежные, и подтоварные - в этом случае продвигаются отечественные товары за рубеж).


Однако, чаще всего государство выступает в качестве заемщика, т.к. это обусловлено, во-первых, насущной проблемой бюджетного дефицита, во-вторых, тем, что в рыночной экономике главным кредитором всех субъектов экономики является не государство, а банковская система.

Таким образом, у государства есть спрос на кредитные ресурсы, в то же время у других субъектов национальной и мировой экономики денежные ресурсы могут быть временно свободны и эти субъекты могут выступить в качестве инвесторов этих средств. Например,

1. временно свободные средства населения обусловлены неравномерностью получения доходов- з/пл., стипендии, соц.выплаты и др.; сознательным ограничение текущих потребностей ради реализации будущих; товарным дефицитом и др.

2. У предприятий и организаций могут быть свободные денежные средства ввиду неравномерного осуществления крупных долговременных капиталовложе­ний в производство и социальную сферу, временных колебаний получения выручки от реализации и платежей за сырьё и материалы и т.д. Кроме того юридические лица могут иметь резервные страховые фонды, которые так же могут быть источниками временно свободных денежных средств.

3.Банки имеют временно свободные денежные средства, которые они с целью извлечения прибыли должны использовать в качестве кредитного ресурса и направлять кредиты различным субъектам, нуждающимся в них. Здесь государство должно проявить себя как эффективный конкурент наряду с другими субъектами экономики. Домашнее задание: какими конкурентными преимуществами располагает или может располагать государство в конкуренции за банковские кредиты с другими потенциальными заемщиками.

4. Государство стремится накапливать золото-валютные запасы, т.к. это мировые ликвидные средства, используемые для покрытия пассивного сальдо платежного баланса страны, для обеспечения устойчивости национальной валюты и денежного обращения, они могут тоже выступать в качестве заемных средств.???

5. Международные финансовые организации могут иметь одной из целей создания – кредитование стран в период временных трудностей – кризиса, структурной и технологической перестройки экономики, после военной разрухи и т.п.

Но следует подчеркнуть, что наличия спроса и предложения денежных средств недостаточно, чтобы кредитно-заемные отношения состоялись. Дело в том, заимствованные денежные должны быть возвращены в определенный кредитным договором срок, возврат средств сопровождается уплатой процентов. Поэтому необходимо правовое закрепление возможности использования временно свободных денежных средств в качестве кредитных ресурсов, а также возврата этих средств собственнику.

Таким образом, кредитные отношения можно подразделить на две группы отношений: а) отношения по формированию дополнительных финансовых ресурсов за счет мобилизации временно свобод­ных средств у субъектов

б) отношения, обусловленные возвратностью и платностью кредитных средств, мобилизованных заемщиком.

Функции госкредита. 1. Фискальная функция присуща большей части государственно-кредитных отношений, большей, т.к. государство чаще всего является заемщиком, а мобилизованные средства поступают в централизованные фонды денежных средств.

2. Распределительнаяфункция заключается в том, что посредством гокредита бремя государственных расходов распределяется между всеми субъектами экономических отношений и распределяется в пространстве и во времени(напр., строительство школы за счет займа обеспечивает потребности многих поколений и расчет по этому займу переложен на плечи общества – налоги, уплачиваемые субъектами ряд лет). Госкредитные отношения являются по своему характеру перераспределительными, т.к. речь идет о перераспределении конечных доходов субъектов, образованных после налогообложения.(Кстати эта одна из общих черт налогов и госкредита).

3. Регулирующая функция. Посредством гос-кредитных отношений государство воздействует на состояние денежного обращения, на уровень процентных ставок на рынке капиталов, на производство и занятость. Используя эти рычаги государство может проводить ту или иную финансовую политику.

4. Контрольнаяфункция. Государство во всей совокупности гос-кредитных отношений (и когда заимствует, и когда кредитует, и когда выступает гарантом) осуществляет контроль за эффективным и целевым использованием денежных средств.

Социально-экономические последствия государственно-кредитных отношений для разных субъектов экономики. Последствия и положительные, и отрицательные. Их достаточно много, назовем основные.

Положительные: а) используя займы, государство может, финансировать свои расходы, тем обеспечивая реализацию общественных потребностей. Возможно осуществление социальных программ (за счет займов государства, а также на основе кредитования государством), выравнивание региональных различий, поддержка малого и среднего бизнеса, инвестиции в реальный сектор экономики, в высокотехнологичное производство, в фундаментальную и прикладную науку и т.д. Очевидно, что эти вложения необходимы, но с точки зрения отдачи в виде роста ВВП – неодинаковы.

б) государство может регулировать денежное обращение, сдерживая до известной степе­ни инфляцию в стране путем переключения части денежных средств с по-требительского рынка на рынок ценных бумаг и др.

Негативные стороны: а) рост внутреннего и внешнего долга, отягощение финансового состояния страны и угроза экономической и политической са­мостоятельности страны;

б) низкая отдача госкредитных отношений в смысле влияния на рост ВВП, т.к. займы часто используются на непроизводственные расходы;

в) в силу непроизводительного использования часть этих средств, которые государством занимаются, отнимаются от производительной сферы;

г) при непроизводительном использовании финансовых ресурсов, получаемых в порядке займов, не проявляется регулирующая роль госкредитных отношений в денежном обращении, т.е. инфляция не сдерживается, а может даже возрастать;

д) спрос со стороны государства на денежные средства ведет к росту процентных ставок на капитал, что сдерживает развитие экономики;

е) при выплате государством займов возможно усиление инфляции и др.

Как экономическая категория, гос. кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает государство в кредитных отношениях выступает в качестве формирование и использование централизованных денежных фондов государства – бюджетов и внебюджетных фондов. Как вид кредитных отношений гос-кредит имеет особенности, отличающие его от финансовых отношений и в этом плане уместно сравнить кредит с налогами – т.к. отношения, связанные с этими категориями, это отношения связанные с бюджетами и внебюджетными фондами. Отличия между ними: добровольный характер кредитных и обязательный – налогов 2) возвратность и платность кредитных и безвозмездность и безвозвратность налогов.

Государственный кредит имеет две основные формы: внешний государственный кредит и внутренний.

Основные задачи Правительства РФ в развитии государственных кредитных отношений:

- сохранить присутствие государства на финансовом рынке в качестве заемщика;

- повысить ликвидность национального (рублевого) рынка государст­венных ценных бумаг;

- полностью прекратить привлечение «связанных» кредитов прави­тельств иностранных государств;

- организовать мониторинг внешних заимствований хозяйствующих субъектов с высокой долей государственного участия в их капитале:

- увеличить поддержку социально-значимых проектов, которые не мо­гут быть реализованы без государственной поддержки, путем предоставле­ния их участникам государственных гарантий Российской Федерации.

1234



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Вопрос 13. Государственный кредит, его функции и формы. Основные задачи Можете ли болеть мертвый зуб

Государство в кредитных отношениях выступает в качестве Государство в кредитных отношениях выступает в качестве Государство в кредитных отношениях выступает в качестве Государство в кредитных отношениях выступает в качестве Государство в кредитных отношениях выступает в качестве Государство в кредитных отношениях выступает в качестве Государство в кредитных отношениях выступает в качестве Государство в кредитных отношениях выступает в качестве Государство в кредитных отношениях выступает в качестве