Композиция вышивки это

Раздел 2 ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЙ ВЫШИВКОЙ

 

§6. ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ В ВЫШИВКЕ

 

1. Композиционные приемы построения орнаментов.

2. Понятие о орнамент, рапорт орнамента.

3. Виды орнаментов.

4. Разработка композиции вышивки.

5. Цвет в украинской народной вышивке.

6. Цветовое сочетание в вышивке.

7. Понятие о стилизации.

8. Эскиз для вышивания изделия.

Композиционные приемы построения орнаментов

Сейчас вышивка рассматривается как важная художественная ценность, которая выполняет многочисленные функции — эстетическую, познавательную, коммуникационную. Это показательный вид искусства, который сохранил, донес до нас и утверждает дальнейшее развитие орнаментальной графической живописной культуры народа.

В вышивке своеобразными средствами передается стремление человека возвеличить то, что ее окружает, чем она живет. Это и растительный мир, земля и небо, все то прекрасное, что создано трудом человека и передано в вышивке образным языком обобщения, маркировка, сохраняющаяся как вселюдська память об истории, землю, природу.

Художественное качество вышивки во многом зависит от композиции вышитого изделия.

Композиция (от лат. Compositio — составление, соединение) — это творческое сочетание различных элементов (мотивов) узора в единое целое и расположение их на изделии. Эти элементы должны быть одинаковые по смыслу, цвету и форме.

Композиции вышивки особенно свойственны орнаментальность, ритмичность, равновесие, пропорциональность строения.

Композиция рисунка для вышивки зависит от назначения, формы отделываемого изделия, качества материала. Не стоит украшать легкие ткани тяжелой, плотной вышивкой. Узор вышивки должен соответствовать виду переплетения нитей и волокон ткани, а сама вышивка — художественным требованиям к данному изделию. Она не должна мешать во время его практического использования и в то же время должен делать изделие красивым. Каждое изделие требует своего особого композиционного решения.

Понятие о орнамент, рапорт орнамента

Из предыдущего параграфа тебе известно, что древний человек, которая жила в тесной связи с природой, использовала несложные знаки-символы. Со временем отдельные символы-мотивы сочетались с другими формами, создавая узоры. Каждая вышивальщица в совершенстве владела «языком» знакового письма, сочетала их с личными чувствами и помыслами в своей работе, оказывала вышивке оберегов значение как для самой себя, так и для любимого мужчины или ребенка.

Так возник орнамент — узор, построенный на ритмическом повторении и чередовании отдельных элементов узора или их групп. Наименьшая часть орнамента, которая ритмично повторяется, имеет название рапорт орнамента (илл. 106).

Рис. 106. Рапорт орнамента

Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) — узор или узор, построенный на ритмическом повторении геометрических элементов, стилизованных животных или растительных мотивов.

Виды орнаментов

Орнаментальные мотивы украинских вышивок имеют историческую традицию, а их образы созданы на наблюдении за местными флорой и фауной. По мотивам украинской вышивки наиболее характерны такие орнаменты (рис. 107):

а — геометрический орнамент, состоящий из геометрических элементов (мотивов) — кругов, треугольников, ромбов, кривульок, линий, крестов;

б — растительный орнамент, который состоит из упрощенного изображения растительных мотивов — цветков, листьев, деревьев;

в — зооморфний орнамент, который объединяет изображения птиц, животных и т. п;

г — антропоморфный орнамент, который состоит из упрощенных изображений людей.

Рис. 107. Традиционные виды орнаментов

Довольно часто в орнаменте геометрические формы сочетаются с мотивами природы. Растительные мотивы изображают как сочетание геометрических форм (линий, треугольников, кругов и тому подобное.) Такой орнамент называют растительно-геометризованим (рис. 108).

Рис. 108. Растительно-геометризированный орнамент

Чтобы составить узор орнамента, придерживаются симметрии. Но иногда мотивы в узоре несимметричные. Такой узор называют асимметричным(рис. 109).

Рис. 109. Узоры: а — симметричный; б — асимметричный

Орнаментом может быть украшена вся поверхность предмета (например, ковер) или его часть (края салфетки, скатерти, середина или углы наволочки), отдельные орнаментальные мотивы могут быть разбросаны по поверхности изделия (покрывало).

В зависимости от композиционного размещения узора на изделии орнамент бывает:

• ленточный — в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или обрамляет его края;

• сетчатый — вся поверхность изделия заполнена узором;

• центральный, или розеточный отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник, размещенные в центре изделия.

При создании рисунка для вышивки художник делает зарисовки с натуры, а затем внедряет их в орнамент и различные орнаментальные композиции.

Приступая к выполнению работы, сначала надо продумать его художественное решение в целом, после этого определить расположение узора на плоскости, отдельных его частей, пропорции элементов, использование цветовой гаммы, то есть все, что входит в понятие композиции.

Для вышивки рекомендуется использовать образцы народных узоров и рисунки, созданные художниками. Отдельные части рисунков можно комбинировать по-своему, а еще интереснее, самим придумать узоры, их расположение на поверхности изделия.

Разработка композиции вышивки

Во время создания композиции вышивки следует придерживаться таких правил:

1. Детали орнамента должны соответствовать основной теме вышивки.

2. Размер орнамента необходимо подбирать соответственно площади ткани для вышивки, полностью или частично повторять ее контуры.

3. Для построения композиции вышивки следует найти композиционный центр, то есть определить ту часть изделия, которая будет привлекать наибольшее внимание.

4. Соблюдать пропорциональность — определенного соотношения различных элементов между собой и изделием в целом.

5. Строить узор, соблюдая правила симметрии.

6. Создавать ритм композиции — чередование одинаковых орнаментальных мотивов.

7. Композиция должна соответствовать назначению и форме отделываемого изделия и качества материала. Нельзя украшать легкие ткани тяжелой, плотной вышивкой.

8. Узор вышивки должен соответствовать виду переплетения нитей и волокон ткани, а сама вышивка — художественным требованиям до определенного изделия.

Цвет в украинской народной вышивке

Изделия, оформленные украинской народной вышивкой, очень разнообразны и гармоничные по сочетанию цветов. Цвет в народной вышивке имеет символическое значение. Традиционными в украинской вышивке красный, черный и белый цвета. Довольно часто встречается синий, зеленый и желтый, редко фиолетовый, золотой.

Считается, что красный цвет — это цвет жизни, солнца, здоровья, крови. Поэтому он и преобладает в народных вышивках. Черный в противовес красному напоминает о сумм, но это и цвет земли. Однозначного толкования символики цвета в народной вышивке нет. Ведь и праздничные изделия часто вышивали в разных местностях черными нитками.

Каждому народу, каждой местности присущи не только орнаментальные традиции, но и особые цветовые сочетания. Колорит узора, то есть богатство и характер цветовых оттенков, объединенных в один основной тон, может быть визитной карточкой всего региона или отдельного села.

Цветовое сочетание в вышивке

Общее впечатление от композиции вышивки во многом зависит от цветовой гаммы ниток. Сочетание цветов и их оттенков играет очень важную роль во всех видах народного творчества.

Цвет — это определяющий средство вышивки. Он выполняет главную роль в создании декоративного изделия. Тремя основными первичными цветами являются красный, желтый, синий. Соединяя их, получают другие цвета, в том числе и цвета радуги.

Гармоничное сочетание заключается в равновесии теплых и холодных, светлых и тем ных оттенков. Чтобы все цвета были связаны между собой и с фоном изделия, необходимо усвоить основные законы работы с цветом.

Все цвета совмещены в цветной спектр.

Спектр — это непрерывный ряд цветов с плавным переходом от самого светлого до самого темного — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Эти цвета отделяются между собой гаммой тонов (илл. 110).

Спектр можно наблюдать в природе — это сочетание красок в радуге, при прохождении луча солнца через каплю росы.

Цвета разделяют на две группы:

1) хроматические, т. е. цветные, все цвета спектра.

2) ахроматические, или бесцветные — белый, черный и все оттенки серого цвета.

Хроматические цвета разделяют на теплые и холодные:

• теплые цвета — это цвета, которые передают ощущение тепла и солнца (красный, оранжевый, желтый);

• холодные — зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

В народном искусстве широко известны одноцветные узоры, то есть монохромные (от гр. «монос» — один, единственный), и полихромные (от гр. «поли» — много) узоры (рис. 111).

Сочетание цветов может быть контрастным или тональным.

Рис. 110. Цветовой круг (спектр)

Рис. 111. Монохромные (а) и полихромные (б) узоры

Контрастное сочетание — это сочетание двух цветов, из которых один светлый, а второй темный. Всегда красивые контрастные сочетания черного с красным (рис. 112), красный с серым, коричневого с розовым и тому подобное. Тональное сочетание — это мягкий переход цветов от светлого до темного.

Рис. 112. Сочетание контрастных цветов

Оптимальное колористическое построение вышивок в основном зависит от уравновешивания холодных и теплых цветов и их оттенков. Теплые цвета приближают элементы композиции к зрителю, а холодные — отдаляют. Наибольшую способность зрительно приближать имеет желтый цвет, отдалять — синий.

Одинаковый узор может выглядеть по-другому и создавать новое впечатление, если изменить цветовую гамму. Орнамент в таком случае может иметь яркое или бледное, радостное или печальное звучание.

Чтобы получить наиболее гармоничное сочетание цветов в вышивке, необходимо знать их свойства. В таблице приведены примеры гармоничного сочетания цветов.

Таблица С

Гармоничное сочетание цветов

Основной цвет

Вспомогательный цвет

Красный

Черный, желтый, серый, коричневый, бежевый, синий, белый

Синий

Серый,голубой, бежевый,коричневый, желтый,красный

Желтый

Коричневый, черный, бежевый, красный, серый, голубой, синий, зеленый, фиолетовый

Зеленый

Желтый, серый, черный, коричневый, оранжевый

Фиолетовый

Сиреневый, бежевый, розовый, серый, оранжевый, черный

Гармоничное сочетание всех цветов вышивки является обязательным. Какое сочетание лучше сделать, решает сама вышивальщица, учитывая назначения вышитого изделия. Выбирая цвета для вышивки, следует брать во внимание цвет фона и отдельных частей рисунка.

Понятие о стилизации

Типичной чертой вышитого орнамента является его стилизованная трактовка.

Стилизация — это творческая переработка форм реального мира с наибольшим художественным обобщением.

Для воспроизведения в вышивке красоты и гармонии природных форм окружающей среды надо знать приемы стилизации (рис. 113).

Рис. 113. Последовательность стилизации узора

Для стилизации сначала выполняют натуральные зарисовки и этюды, в которых передаются характерные черты объекта изображения, а затем последовательно упрощают их общие природные образы, приближая к геометрическим формам, или стилизуют декоративную форму в технический рисунок (рис. 114).

Рис. 114. Стилизация декоративной формы в технический рисунок

Стилизуя декоративную форму в технический рисунок, следует уделять особое внимание обобщению природных форм, выявлению их конструкционных особенностей, то есть определению геометрической формы и правильного выбора самой техники вышивки.

Эскиз для вышивания изделия

Прежде чем приступить к вышиванию изделия, следует разработать эскиз узора для вышивания. С 5-го класса тебе известно понятие эскиза и как его разрабатывать для аппликации. Основные правила выполнения эскиза для вышивания изделия такие же, но существуют некоторые отличия.

Эскиз — это рисунок, выполненный от руки без применения чертежных принадлежностей с соблюдением на глаз пропорций между частями предмета.

На художественном эскизе передается общая форма предмета, цвет, вид отделки и тому подобное. Эскиз должен соответствовать назначению изделия, быть четким и выразительным. Размер изображения на эскизе зависит от размера и сложности изделия.

В вышивке разрабатывают эскизы для вышивания изделий свободными швами. В этом случае эскиз выполняется в такой последовательности (рис. 115):

1. Внимательно рассмотреть предмет изображения.

2. С помощью карандаша и, придерживаясь пропорций, зарисовать предмет.

3. Подобрать цвета в соответствии с выбранной композиции, назначения, формы изделия и стилизации.

Рис. 115. Последовательность выполнения эскиза

Для вышивания счетными швами разрабатывают схемы для вышивания.

Схема — это узор, сюжетный рисунок или пейзаж, разложенный на отдельные квадраты с указанием цветов.

Схему для вышивания можно разработать самостоятельно, если готовый рисунок разбить на квадраты и стилизовать (рис. 116а).

Рис. 116. Схемы для вышивания счетными швами

Кроме этого, для вышивания счетными швами используются уже готовые схемы, которые можно приобрести в торговой сети (см. рис. 116 б, в). Такие схемы, как правило, сопровождаются подбором цветов, а иногда и нитками соответствующего цвета.

Современные компьютерные технологии позволяют сделать автоматическую раскладку на квадраты и цвета любых рисунков или даже фотографий. В информационных источниках также можно найти готовые схемы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Разработка эскиза вышивки

Материалы и инструменты: цветные карандаши, простой карандаш, лист бумаги, журналы с узорами, вышитые изделия.

Последовательность выполнения работы

1. Просмотреть журналы с узорами.

2. Проанализировать цветовую гамму вышитых изделий.

3. Выполнить эскиз выбранного узора.

4. Выполнить упражнения на сочетание цветов.

5. Подобрать цвета к соответствующему эскизу.

6. Раскрасить эскиз (см. рис.).

 

Композиция, раппорт, стилизация, орнамент, виды орнаментов, цвет, сочетание цветов, хроматические и ахроматические цвета, схема вышивания.

1. Что такое композиция?

2. Что называют рапортом орнамента?

3. Какие бывают виды орнаментов?

4. Какие цвета называют хроматическими?

5. Какие цвета считают теплыми? Холодными?

6. Как ты понимаешь понятие «стилизация»?

1. Разработайте композицию для вышивания наволочки квадратной формы, используя одинаковые узоры, изображенные на рисунке (см. с. 82).

Один ученик разрабатывает композицию с использованием ленточного орнамента, а второй — центрального.

2. Сравните разработаны узоры и определите, какой из них вам нравится больше.

1. Вместе со взрослыми рассмотри вышитые изделия (которые, возможно, хранятся дома, в ваших знакомых, в музеях, в торговой сети, в специализированной литературе, на веб-страницах сети Интернет) и определите, какие орнаменты на них изображено.

2. Запиши в тетрадь результаты ваших исследований: названия изделий и виды орнаментов, вышитых на них.


Закрыть ... [X]

План-конспект по декоративно-прикладному искусству: "Композиция в вышивке." Таро на отношения и любовь и любовный

Композиция вышивки это Композиция вышивки это Композиция вышивки это Композиция вышивки это Композиция вышивки это Композиция вышивки это Композиция вышивки это Композиция вышивки это