Мастер класс педагогическое мастерство


Плохой учитель преподносит истину,
хороший — учит ее находить.

А. Дистервег

1. Педагогический мастер-класс

Профессиональное педагогическое мастерство всегда есть результат достаточно длительной творческой деятельности учителя. Как утверждает А. В. Хуторской, педагогическое мастерство, включая в себя фундаментальные общеобразовательные, психолого-педагогические и специальные знания, изучение современных педагогических технологий, формирование установки на творчество и инновации, является важнейшей стороной повышения личностной инновационной культуры современного педагога [13].

В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:


  • психологическую и этико-педагогическую эрудицию;

  • профессиональные способности;

  • педагогическую технику;

  • определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

Народная мудрость гласит: «Мастерами не рождаются, мастерами становятся». Мастерство приходит с годами, либо, возможен и такой вариант, не приходит совсем. Во втором случае речь может идти, скорее всего, об отсутствии интереса педагога к своему делу. Но даже ярко выраженная любовь к педагогическому труду не гарантирует успешность учителя в решении возникающих сегодня теоретических и практических проблем образования. На данном этапе развития общества и образования нужен учитель-профессионал, который способен преодолеть возникающие в педагогической практике затруднения, обеспечить высокую эффективность работы, достигающий высоких образовательных результатов, иначе говоря — педагог-мастер.

Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей — творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:


  • мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;

  • мастерство убеждения;

  • мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

  • мастерство владения педагогической техникой.

Педагог-мастер — это человек, уже прошедший свой самобытный, неповторимый путь личностно-профессионального развития, достигший на этом пути определенных успехов. Успехи могут быть самого разного плана: оригинальная, результативная организация процесса обучения; технологически выверенные модели планирования учебных занятий; самобытная логика выстраивания отношений с учащимися и родителями и т. д.

В. А. Сухомлинский утверждал, что становится мастером педагогического труда скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя. Какие бы новшества — программы, технологии, средства не внедрялись в образовательную практику, успех их реализации зависит от главного действующего субъекта образования — учителя, от его личностных и профессиональных качеств, педагогического мастерства, знаний и умений применять эти новшества на практике во благо учеников.

А для того чтобы стать профессионалом-мастером, педагогам необходимо постоянно учиться, учиться еще и друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование образовательной деятельности на принципах «равный обучает равного». Определение «взаимо» здесь особо важно. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение достижений другого сегодня практически бесперспективно, оно не дает должного развивающего эффекта в профессиональном развитии, не обеспечивает приращения в знаниях и умениях ни для стороны, демонстрирующей опыт, ни для стороны воспринимающей его. Нужна продуманность в освоении технологий, методик, методов, переноса их из одних условий профессиональной деятельности в другие. Силовое навязывание тех или иных форм, методов и технологий работы не способствует творческому саморазвитию педагога как специалиста-профессионала.

Оптимальной формой организации взаимообучения, взаимосовершенствования на сегодняшний день как раз и является, на наш взгляд, мастер-класс.

В литературе достаточно много определений понятия «мастер-класс».

Вот некоторые из них. «Мастер-класс (от английского masterclass: master — лучший в какой-либо области + class — занятие, урок) — современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Мастер-класс — это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Мастер-класс — это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера. 

Мастер-класс — это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т. п.

Мастер-класс — это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер-класс — это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.  

Мастер-класс (или педагогическая мастерская) — это форма индивидуально-творческой деятельности педагога по изучению, систематизации и распространению передового  и новаторского педагогического опыта, демонстрации собственного систематизированного профессионального опыта и уровня педагогического мастерства.

Мастер-класс — это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.

Мастер-класс — форма обучения, позволяющая педагогу передавать способ своей деятельности участникам. Получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются мастером, причем такими характерными приемами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми «изюминками»)» [14].

В данной работе мы будем опираться на определение, которое дает М. М. Поташник: «Мастер-класс — это ярко выраженная форма ученичества именно у учителя-мастера, процесс передачи мастером ученикам опыта, мастерства чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы» [9].

Исходя из определений, можно отметить, что мастер-класс имеет несомненные преимущества перед другими формами профессионального обучения.

Основное его преимущество — уникальное сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы, приобретение и закрепление практических знаний и навыков, гибкость временных рамок проведения.

Идея проведения мастер-класса изначально направлена на результативность работы его «учеников», а значит эта форма практикоориентированная и компетентностно ориентирована.

Успешное освоение темы происходит на основе продуктивной деятельности всех его участников. В ходе мастер-класса участники изучают разработки по теме мастер-класса, участвуют в обсуждении полученных результатов, задают вопросы, получают консультации, предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки, высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Мастер-класс — одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия педагогов, что выгодно отличает ее от многих репродуктивных форм общения учителей. Мастер-класс — двусторонний процесс. Непрерывный контакт, практический индивидуальный подход к каждому слушателю — главное отличие мастер-класса от всех остальных форм и методов обучения.

Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы педагогов предполагает использование разнообразных методов: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности учителя-мастера, разработку дидактических материалов для использования в собственной педагогической деятельности и др.

Но мастер-класс — это не просто демонстрация знаний и умений, самое главное — это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет. Только профессионал способен на высоком уровне, просто и доступно поделиться с коллегами достигнутым, уберечь их от ошибок, бесплодных мечтаний, опрометчивых решений. Таким образом, мастер-класс — это деятельность мастера по передаче секретов своего мастерства коллегам.

Кто может принимать участие в работе мастер-класса? Участниками мастер-класса становятся коллеги, специалисты того же профиля, что и мастер. В педагогической среде — это учителя. Нельзя открытый урок, который проводит мастер в классе (на сцене), приравнивать к мастер-классу. Мастер-класс проводит мастер-учитель для учителей. Ученики просто мало осведомлены в вопросах педагогики, психологии, технологии или методики преподавания.

Активизация познавательной деятельности всех участников мастер-класса, по мнению Т. И. Шамовой, обеспечивается тем, что эта форма обучения является средством создания трех типов условий:

1) обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;

2) стимулируется познавательный интерес и отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;

3) осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.

По мнению специалистов (М. Е. Бершадского, М. В. Кларина, П. И. Третьякова, А. В. Хуторского и др.), общей основой разнообразных инновационных моделей обучения, имеющих поисковую направленность, к которым мы относим и мастер-класс, является интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность, т. е. специальная деятельность по построению учебного познания — исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диало­говая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т. п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуация, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Б. Паскаль).

Следовательно, при обучении во время мастер-класса реализуется исследовательский подход, который предполагает выполнение системы заданий исследовательского характера в процессе учебного познания, использование соответствующих методов.

В качестве универсальной рабочей схемы к организации и проведению мастер-класса можно предложить четырехуровневую модель проработки профессионального опыта учителя в мастер-классе:


  • уровень частно-предметных технологий, системы технологических действий, связанных с усвоением детьми специально-профильных знаний, умений и навыков по данному предмету;

  • уровень общеметодического порядка. Он более широкий и объемный, допускающий перенос разработанных учителем-мастером технологических моделей на сферу других учебных предметов, предметных областей;

  • уровень психологический. Обеспечивает педагогическую результативность за счет вовлечения в процесс создания мотивационно-потребностного поля организуемого учителем образовательного пространства;

  • уровень собственно педагогический. Задает свою особую логику выстраивания профессиональных педагогических действий учителя.

Цель проведения мастер-класса: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.

Задачи мастер-класса:


  • создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;

  • продемонстрировать опыт работы мастера по проектированию образовательной среды;

  • обобщить опыт работы учителя-мастера по определенной проблеме;

  • передать опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

  • совместно отработать методические подходы учителя-мастера и приемы решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

  • разработать авторские модели уроков (занятий) в режиме демонстрируемой педагогической технологии (методики);

  • отрефлексировать собственное профессиональное мастерство участников мастер-класса;

  • оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Очень важно соблюдать принципы построения мастер-класса, так как от этого зависит и сам процесс, и его результат. В педагогической литературе выделяются следующие принципы:

  • равенство всех участников — мастер не должен быть над «учениками»;

  • заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь;

  • сравнение результатов без духа соревновательности;

  • безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес участников;

  • методически грамотное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы.

Еще одной важной составляющей мастер-класса является позиция учителя-мастера. Мастер — это, прежде всего, тот, кто помогает участникам организовать работу по овладению той или иной технологией, методикой, осмыслить степень продвижения в освоении способов профессиональной  деятельности. Он не стремится просто передать знания. Мастер старается вовлечь участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них инициативу, стремление к познанию. Все его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать атмосферу для проявления творчества. Мастер обязан создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в деятельности.

У каждого учителя-мастера, проводящего мастер-классы, складывается свой собственный индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности, который проявляется при отборе содержания, форм, методов организации образовательной деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач.

Перед педагогом, готовящимся к проведению мастер-класса по обмену опытом, стоит  реальная практическая задача — поиск наиболее выигрышных форм и способов представления опыта. Здесь могут сыграть свою важную роль и письменные методические разработки, с которыми участники мастер-классов могут познакомиться заранее либо в процессе работы, разнообразные иллюстрации в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей и др.
2. Организация и проведение мастер-класса

Примерный алгоритм проведения мастер-класса может состоять из следующих компонентов: выделение проблемы — актуализация мастер класс педагогическое мастерство знаний в проблемной плоскости — объединение в группы для решения проблемы — работа с материалом — представление результатов работы — обсуждение и корректировка результатов работы.

В литературе описано несколько разных подходов к построению и проведению мастер-класса. Еще больше моделей предлагает реальная практика работы педагогов в мастер-классах. Остановимся лишь на некоторых из них.

...



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Программа форума педагогического мастерства 2015 «фестиваль мастер Брови челны палитра

Мастер класс педагогическое мастерство Мастер класс педагогическое мастерство Мастер класс педагогическое мастерство Мастер класс педагогическое мастерство Мастер класс педагогическое мастерство Мастер класс педагогическое мастерство

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ