Мировые отношения оон

Объектом данного реферата является место и мировые роль Организации Объединенных Наций в системе современных международных политических институтов и в мировом политическом процессе.

мировые отношения оон

Предметом является деятельность ООН как гаранта международного мира и безопасности, а также система взаимодействия государств как субъектов международного права, осуществляющих сотрудничество в рамках ООН.

Актуальность темы. В XX-XXI веках в вооруженных конфликтах погибло больше людей, чем за всю предыдущую историю человечества. Это время стало самым разрушительным и кровопролитным. Конфликты превратились в один из ведущих факторов нестабильности на земле. Современные конфликты представляют собой угрозу не только для участников конфликта, но и для всего мирового сообщества. И, несмотря на завершение холодной войны, в мире все еще существует угроза ядерной войны со стороны крупных ядерных держав. В то же время в современном динамичном, быстро развивающемся мире межгосударственные конфликты сменились гражданскими войнами. Распад биполярного мира привел к созданию новых государств, появились новые виды угроз международному миру и безопасности, что предопределило необходимость активизации деятельности универсальной международной организации - ООН. Политические процессы, происходящие на данном этапе развития общества, выявляют необходимость в исследовании конфликтов, анализе их причин и последствий.

Цели и задачи. Цель состоит в анализе роли ООН в урегулировании международных конфликтов на современном этапе, а также в определении ее вклада в процесс урегулирования международных кризисов и конфликтов. В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

Степень разработанности темы. В процессе работы были использованы многочисленные работы российских и зарубежных политологов, историков. Следует констатировать практически полное отсутствие в западной и российской науке комплексных исследований на данную тему. Частично эта тема затрагивается в работах российских и зарубежных ученых: Н.В.Александрова «Пути и методы урегулирования этнополитических конфликтов в современном мире», М.В.Андреева «Современные международно-правовые аспекты реформирования Совета Безопасности ООН», СВ. Шатуновского-Бюрно «Повышение эффективности ООН, международно-правовые аспекты», Д.В.Поликанова «Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию», Гетачеу Джиги Деликсса «Этнополитические конфликты в Африке», Хайри Наджи Абдель Фатах Аль - Ориди «Ближневосточный мирный процесс: Палестинское направление».

Организа́ция Объединённых На́ций, ООН — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государств. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.

  1. Основные сведения

1.1 Структура и функции

Генеральная Ассамблея

Занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа. Генеральная Ассамблея рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности; избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета; по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН; совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН; координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах; осуществляет иные полномочия, предусмотренные в Уставе ООН.

У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии.

Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября и работает под руководством Председателя Генеральной Ассамблеи (или одного из его 21 заместителя) на пленарных заседаниях и в главных комитетах до полного исчерпания повестки дня.

Генеральная Ассамблея, согласно её решению от 17 декабря 1993 года, имеет в своем составе 6 комитетов, Генеральный комитет и Комитет по проверке полномочий:

- Генеральный комитет — выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы.

- Комитет по проверке полномочий — представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.

- Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет)

- Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет)

- Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет)

- Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвёртый комитет)

- Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет)

- Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет)

В состав Генерального комитета входят Председатель Генеральной Ассамблеи; заместители Председателя, председатели главных комитетов, которые избираются с учетом принципа справедливого географического представительства пяти регионов (районов): Азии, Африки, Латинской Америки, Западной Европы (включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию) и Восточной Европы.

Совет Безопасности

Несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето. Россию представляет постоянный представитель России при ООН.

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета — постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава — «не постоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (пункт 2 статьи 23).

Секретариат

Это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает другие главные органы Организации Объединённых Наций и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Подразделения Секретариата находятся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке и в других местах расположения Центральных учреждений органов ООН, наиболее крупными из которых являются отделения ООН в Женеве и Вене.

Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств — членов ООН.

Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН.

Генеральный секретарь

Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

В настоящие время действует джентльменское соглашение, по которому гражданин страны постоянного члена Совета Безопасности ООН не может быть Генеральным секретарём ООН.

На данный момент должность Генерального секретаря занимает Пан Ги Мун (с 1 января 2007 по 1 января 2012)

Международный суд

Главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

Экономический и социальный совет

Осуществляет функции ООН в сфере экономического и социального международного сотрудничества. Состоит из 6 региональных комиссий:

- Европейская экономическая комиссия (ЕЭК)

- Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)

- Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА)

- Экономическая комиссия для Африки (ЭКА)

- Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)

- Экономическая комиссия для Северной Америки (ЭКСА)

Совет по опеке

Совет по опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после того, как последняя оставшаяся подопечная территория ООН, Палау, обрела 1 октября 1994 года независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

Специализированные учреждения

Согласно Уставу ООН, любой главный орган ООН может учреждать различные вспомогательные органы для выполнения своих обязанностей. Самыми известными из них являются: Всемирный банк, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), ЮНЕСКО.

Руководство

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун

Председатель Генеральной Ассамблеи. Открывает и закрывает каждое пленарное заседание Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых наций, полностью руководит работой Генеральной Ассамблеи и поддерживает порядок на её заседаниях.

Генеральный секретарь. Главное административное должностное лицо, является символом Организации Объединённых Наций и выразителем интересов народов мира.

По уставу, Генеральный секретарь выполняет функции, возлагаемые на него Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей, Экономическим и Социальным Советом и другими органами Организации Объединённых Наций. Также, Генеральный секретарь уполномочен «доводить до сведения Совета Безопасности вопросы, которые, по его мнению, могут угрожать международному миру и безопасности».

Государства — члены ООН

Основные статьи: Государства-члены ООН, Государства-члены ООН (список)

К первоначальным членам ООН относятся 50 государств, подписавших Устав ООН на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 года, а также Польша. В течение 1946—2006 годов в ООН было принято ещё 141 государство (реально в этот период входило в состав ООН больше государств, но цифра меньше за счёт выхода из состава ряда государств, таких как Югославия и Чехословакия вследствие их раздела на независимые государства).

На 3 июля 2006 года число государств — членов ООН составляет 192.[1]

Среди 50 стран-основателей ООН, наряду с СССР были и две союзные республики: Белорусская ССР и Украинская ССР.

Рабочие языки

Для организации работы органов в системе ООН установлены официальные и рабочие языки. Перечень этих языков определён в правилах процедуры каждого органа. На официальных языках издаются все основные документы ООН, включая резолюции. На рабочих языках издаются стенографические отчёты заседаний и на них переводятся речи, произнесённые на любом официальном языке.

Официальными языками Организации Объединённых Наций являются:

Английский язык − 23 апреля

Русский язык — 6 июня

Испанский язык − 12 октября

Китайский язык − 20 апреля

Арабский язык — 18 декабря

Французский язык − 20 марта

Если делегация желает выступить на языке, который не является официальным, то она должна обеспечить устный или письменный перевод выступления на один из официальных языков.

1.2. История ООН

Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 года, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси.

Первые международные организации были созданы для сотрудничества в отдельных областях. Нынешний Международный союз электросвязи был создан в 1865 году как Международный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз был основан в 1874 году. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН.

Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 году для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учредила Постоянную Палату Третейского Суда, которая начала свою работу в 1902 году.

Предшественником ООН была Лига Наций, организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения им мира и безопасности».

Международная организация труда также была создана в соответствии с Версальским договором в качестве ассоциированного с Лигой учреждения. Лига Наций прекратила свою деятельность вследствие своей неспособности предотвратить Вторую мировую войну.

В 1945 году представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в Думбартон-Оуксе в августе-октябре 1944 года. Устав был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем.

Организация Объединенных Наций официально существует с 24 октября 1945 года, к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. Двадцать четвертое октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций. [3]

2. Роль ООН в мировом политическом процессе

2.1. В решении региональных проблем

Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность основана на целом ряде Резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом Организации. Генеральная Ассамблея регулярно рассматривает вопрос о миротворческих операциях, необходимость в котором обусловлена тем, что проведение миротворческих операций не предусмотрена самим Уставом, а истекает из целей и принципов ООН.

Как мы уже видели, Совет Безопасности уполномочен применять вооруженные силы для осуществления своих решений по устранению угрозы миру или любого его нарушения. Применение метода силового принуждения Советом Безопасности может выражаться в участии в войне, силовом разделении воюющих сторон и т.д.

В отличие от этого миротворчество означает операции вооруженных сил без применения оружия, за исключением случаев самообороны. Цель миротворческих операций состоит в оказании поддержки дипломатическим усилиям во имя достижения политического урегулирования спора. При осуществлении миротворческих операций ООН могут преследоваться следующие задачи:

  1. Расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;

  2. Проверка соблюдения договоренности о прекращении огня;

  3. Содействие поддержанию законности и правопорядка;

  4. Предоставление гуманитарной помощи;

  5. Наблюдение за ситуацией.

Во всех случаях операции должны строго придерживаться следующих принципов:

  1. Принятие Советом Безопасности решения о проведении операции, определение ее мандата и осуществление общего руководства при согласии сторон в конфликте на проведение операции;

  2. Добровольность предоставления воинских контингентов государствами-членами, приемлемыми для сторон;

  3. Финансирование международным сообществом;

  4. Командование Генерального секретаря с предоставлением полномочий, вытекающих из мандата, предоставленного Советом Безопасности;

  5. Беспристрастность сил и сведение к минимуму применения военной силы (только для самообороны) [10].

Впервые миротворческая миссия ООН была применена в 1948 г. для контроля за перемирием, достигнутым в арабо-израильского конфликте. Далее миротворческие миссии направлялись в числе прочих в Кипр (1964 г. – для прекращения военных действий и восстановления порядка), Грузию (1993 г. – для урегулирования грузино-абхазского конфликта), Таджикистан (1994 г. – для урегулирования религиозного конфликта). Особый эффект возымели миротворческие миссии ООН, направленные в Югославию и Сомали[11].

Следует также отметить рад других особенностей миротворческой миссии ООН, которые заключаются в нижеследующем:

  • Финансирование миротворческих миссий ООН является обязанностью всех членов организации;

  • В вышеупомянутых Резолюциях Генеральной Ассамблеи особенно подчеркивается значение сотрудничества с региональными организациями в деле совершения миротворческих миссий;

  • Персонал миротворческих сил ООН пользуется неприкосновенностью и не могут подвергаться нападению со стороны конфликтующих сторон [12]. Государства обязаны установить уголовную ответственность по отношению к тем лицам, которые посягают на персонал ООН. С другой стороны, участники миротворческой операции обязаны соблюдать законы страны пребывания.

Из сказанного следует, что миротворческие силы ООН играют важную роль в урегулировании как международных, так и локальных конфликтов на религиозной, этнической почве, ставящих под угрозу мир и целостность суверенных государств. Также растет значение миротворческих миссий ООН в урегулировании конфликтов немеждународного характера, что представляет новое направление в деятельности организации.

2.3. Роль Международного Cуда в обеспечении безопасности

Основные характеристики Международного Суда

В соответствии с Уставом ООН в 1945 году был учрежден новый международный судебный орган - Международный Суд. Согласно статье 92 Устава ООН, Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Его учреждение означало реализацию пункта 1 статьи 33 Устава ООН в той части, которая предусматривала в качестве одного из мирных средств разрешения международных споров возможность организации судебного разбирательства.

Статут Международного Суда вместе с главой ХIV Устава ООН, неотъемлемой частью которого он является, был разработан на конференции в Думбартон-Оксе (1944 год), в Комитете юристов в Вашингтоне и на конференции в Сан-Франциско 1945 года.

Согласно Статуту, подписанному 26 июня 1945 года и вступившему в силу 24 октября того же года, Международный Суд является главным судебным органом ООН. Все члены ООН являются одновременно участниками Статута Суда, а страны, не состоящие в Организации могут стать такими участниками на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности (статья 13 Устава ООН). Суд открыт для каждого отдельного дела и для других государств-неучастников Статута на условиях, определяемых Советом Безопасности (статья 35 Статута).

Международный Суд состоит из пятнадцати человек, образующих коллегию независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права (статьи 2 и 3 Статута). Кандидаты в члены Суда выдвигаются в каждом государстве "национальными группами", состоящими из членов Постоянной палаты третейского суда. Если то или иное государство не участвует в Палате, то оно образует национальную группу специально для выдвижения кандидатов в члены Международного Суда. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты третейского суда.

Суд избирает Председателя и Вице-председателя на три года с правом их переизбрания. Выборы производятся тайным голосованием на основе принципа абсолютного большинства. Суд абсолютным большинством голосов, тайным голосованием избирает своего секретаря на семилетний срок с правом переизбрания. В таком же порядке избирается заместитель секретаря.

Кроме пятнадцати членов Суда, при разборе отдельных дел могут принимать участие так называемые судьи ad hoc, т.е. судьи, избираемые в соответствии со статьей 31 Статута по выбору государства-стороны в споре, если оно не представлено в судебном присутствии. Судьи ad hoc не являются постоянными членами Суда и участвуют в заседании только по конкретным делам для рассмотрения которых они назначены. Судьи ad hoc принимают участие в разбирательстве дела на равных правах с другими членами Суда.

Суд может также пригласить асессоров для участия в заседании по рассмотрению определенного дела. В отличии от судей ad hoc, асессоры не имеют право голоса и избираются самим Судом, а не сторонами. Суд может также поручить другому лицу или организации по своему выбору производство расследования или зкспертизы.

Международный Суд расположен в Гааге, однако, это не препятствует ему выполнять свои функции в любом другом месте. Согласно пункту 1 статьи 23 Статута Суд заседает постоянно, за исключением судебных вакаций, сроки и длительность которых устанавливаются Судом.

Заседания Суда происходят в полном составе, кроме случаев, специально предусмотренных в Статуте. Для образования судебного присутствия достаточен кворум в девять судей. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Суд составляет Регламент, который определяет порядок выполнения им своих функций, и, в частности, устанавливает правила судопроизводства.

На первом заседании Международный Суд принял без существенных изменений в качестве своего регламента регламент суда-предшественника. Некоторые поправки к Регламенту были приняты 10 мая 1972 года, они вступили в силу в сентябре 1972 года, а 14 апреля 1978 года Изменения были внесены, в частности, с целью упростить и ускорить судопроизводство в той степени, в какой это зависит от Суда, обеспечить большую гибкость в работе Суда и уменьшение судебных издержек.

Производство в Суде ведется на французском либо на английском языках, хотя каждая сторона в деле может пользоваться и другим языком, переводя речи и документы на один из двух официальных языков.

Международный Суд обладает следующими особенностями, которые будут подробнее изучены ниже:

  • Сторонами в рассматриваемом споре могут бать только государства (в отличие от международного арбитража)

  • Международный Суд не обладает обязательной юрисдикцией (т. е. Суд не может рассматривать дела по собственной инициативе). Тем не менее, обязательная юрисдикция Международного Суда может быть признана членом Статута (на данный момент только Великобритания признала обязательную юрисдикцию Международного Суда)

  • Суд решает споры на основе международного права, а также на основе справедливости в случае согласия сторон.

  • Решение Суда окончательно и может быть пересмотрено самим Судом в случае возникновения новых обстоятельств, могущих оказать решающее влияние на исход дела

  • Решение Суда является юридически обязательным и его выполнение влечет международно-правовую ответственность. Если одна из сторон не выполняет предписанное решение, то другая может обратиться в Совет Безопасности. Последний в праве, но не обязан сделать соответствующую рекомендацию и даже принять меры для обеспечения исполнения решения Суда (ч. 2 ст. 94 Устава ООН).

  • Решение суда не создает судебного прецедента, который был бы обязателен и для других государств в аналогичных ситуациях

  • Помимо решения межгосударственных споров, Суд дает консультативные заключения по любому юридическому вопросу на основе заявки запрашивающей стороны.

2.2 Информационная деятельность ООН

Текущее столетие называют "веком информации". ". Средства массовой информации приобретают влияние во всех сферах общественной жизни. Поэтому ресурсы вкладываются в производство и потребление общественной информации посредством финансирования разнообразных СМИ. Информация в ее различных формах все больше и больше признается ключом к усилению общественной заинтересованности и поддержки международных контактов, в том числе деятельности ООН.

Драматические перемены, происшедшие в последние годы в основополагающих представлениях, определявших международные отношения, оказали свое воздействие на восприятие международных организаций общественностью во многих странах. Общественное мнение является движущей силой при выработке государственной политики, И сегодня, в условиях нарастания и развития демократии, ООН направляет свою деятельность на этот центральный аспект политической реальности, т.е. на область информации - информация, как знание, является силой, - обращая также большое внимание на усиление роли самой ООН в миротворчестве и поддержании мира, оказании гуманитарной помощи, в долговременном развитии, укреплении социальной справедливости и дальнейшей демократизации.

Информационная деятельность ООН направлена на повышение ее престижа в быстро меняющемся мире. От этой деятельности во многом зависит выполнение той задачи, о которой говорил в своем обращении к сотрудникам ООН ее новый Генеральный секретарь Кофи Аннан, избранный в конце прошлого года на предстоящее пятилетие: "Мы призваны воплотить в жизнь те огромные ожидания, которые мир связывает с деятельностью ООН... - обеспечить лучшее будущее для всего человечества".

ООН выступает за развитие культуры общественной информации, считая что это имеет кардинальное значение в деле ее поддержки. Большая часть информационной деятельности ООН сосредоточена в ее департаменте общественной информации (ДОИ), который опирается на активное участие постоянных представителей государств - членов ООН в осуществлении общественно-информационной стратегии.

Департамент общественной информации порой сам предоставляет свою информацию, порой использует информацию и сведения постоянных представительств государств - членов организации, которые, будучи распространенными по каналам ООН, приобретают вес и новое звучание. На эти материалы реагируют по-другому.

КОНСТАНТИНОВ Дмитрий Дмитриевич - кандидат исторических наук. В статье использованы публикации и документы ООН.

Их положительное воздействие и выступления в поддержку по тем или иным вопросам представляют собой большую ценность для государств - членов ООН: организация выступает здесь как источник знаний и информации.

Интерес к ее деятельности постоянно увеличивается, о чем свидетельствуют, например, следующие факты: в 1994 г. было распространено 1,3 млн. экземпляров публикаций о работе ООН; в 1995 г. это число уже составляло 4,4 млн. экземпляров. Об этом заявил помощник Генерального секретаря ООН по вопросам общественной информации С.Санбар на 18-й сессии Комитета по информации, состоявшейся летом 1996 г. (Как известно, Комитет ООН по информации рассматривает на своих сессиях по поручению Генеральной Ассамблеи работу Секретариата ООН и его подразделений в сфере информации и связи с общественностью, устанавливает основные стратегические направления в этой области). Общественный интерес к деятельности ООН продолжает расти, и важно постараться, чтобы этот интерес перерос в лучшее понимание международной общественностью и большую поддержку ею мероприятий и целей ООН.

Еще одна возникающая тенденция - это растущее вовлечение влиятельных частных лиц, академических и деловых сообществ в различные аспекты работы ДОИ. Готовя социальные мероприятия на местах, департамент укрепил контакты с этими группами, чтобы создать соответствующее поле партнерских отношений. Это было подкреплено участием в семинарах и внебюджетной поддержкой конкретных мероприятий ООН в области средств массовой информации. Кроме того, были организованы встречи с более чем 100 руководителями ряда крупнейших корпораций и виднейших политических ассоциаций, на которых была представлена информационная деятельность ООН и обсуждены пути совместной работы в этой области.

В рамках своих усилий достичь новой аудитории и новых групп влияния, ДОИ вместе со своими партнерами в системе ООН, в первую очередь с Комитетом по информации, ведет также поиск способов более тесных взаимоотношений со всеми составляющими гражданских обществ, включая частный сектор, для партнерства в содействии социально благоприятному устойчивому развитию и при соответствующих обстоятельствах для поддержки новых инициатив в области общественной информации.

В век коммуникаций, без преувеличения, огромное значение приобретают средства массовой информации как партнер и ключевой ретранслятор идей ООН. Тесное партнерство со СМИ всегда было важнейшим элементом всей стратегии в сфере общественной информации.

Департамент укрепил службу мониторинга и анализа материалов освещения деятельности ООН в средствах массовой информации. В дополнение к роли этой службы внутри ООН планируется полностью воспользоваться возможностями, предлагаемыми недавно возникшей компьютерной технологией для выпуска "безбумажных" продуктов, в частности речь идет об издании электронного бюллетеня, который будет выражать точку зрения ООН, освещая по материалам СМИ ее достижения. В нем планируется постоянно вести колонку "Ньюс уотч" с тем, чтобы оспаривать негативные аспекты освещения ООН и привлекать внимание к примерам объективного освещения, и "Кибер гайд" - колонку, которая будет обращать внимание пользователей Интернет на узлы электронной связи (sites), локальные электронные архивы (home pages) и материалы, которые содержат информацию об ООН, особенно те, что способствуют лучшему пониманию ее деятельности. Многие уже знакомы с бюллетенем "Правда об ООН" ("Setting the Record Straight"), регулярно обновляемым изданием с подборкой фактического материала, выходящим по инициативе персонала ДОИ, который широко используется всеми службами СМИ и к которому прибегают главные ежедневные газеты по всему миру, когда помещают положительные отзывы об ООН.

В своей работе в информационной сфере ООН - через департамент общественной информации - внимательно следит за растущей взаимозависимостью телевидения и компьютерной связи, которая открывает новые возможности для лучшего удовлетворения потребностей зрителей и слушателей. Именно с этой целью ДОИ в сотрудничестве с итальянским министерством иностранных дел (через посредство постоянного представительства Италии при ООН) организовал Всемирный телевизионный форум ООН, который состоялся в штаб-квартире ООН 21-22 ноября прошлого года. Впервые в истории ООН, не затрагивая ее регулярного бюджета, свыше 130 менеджеров теле- и радиокомпаний из 50 стран, а также лиц, формирующих национальное и международное общественное мнение, участвовали в подобном мероприятии.

Главной темой форума была роль телевидения в обсуждении и принятии решений по проблемам, с которыми мировое общество столкнется в XXI в„ а также в более широкой пропаганде в век всеобщей компьютеризации идеалов ООН, выраженных в ее Уставе. Таким путем ООН может сыграть важную роль в диалоге между проводниками различных культур. Генеральный секретарь ООН (тогда еще Б.Бутрос-Гали) в своем обращении к участникам форума сказал, что телевидение оказывает огромное влияние на международное общественное мнение и на решения политических лидеров государств, а что касается самой ООН, то воздействие телевидения таково, что его можно назвать "16-м членом Совета Безопасности".

Департамент продолжает уделять пристальное внимание возможности обращаться к аудитории через все традиционные средства информации. И все же самую широкую аудиторию ООН охватывает в области телевидения, являясь регулярным партнером программ новостей CNN. Кроме того, ДОИ выпускает на пяти языках еженедельный телевизионный журнал "ООН в действии", который распространяется более чем на 100 стран и принимается каждую неделю аудиторией от 100 млн. до 200 млн. зрителей по всему миру. Особое внимание привлек один из последних видеороликов "Нигде не спрятаться" ("No Place to Hide"), который был показан по телеканалам примерно в 22 странах-участницах, включая США.

Однако в мире есть уголки, куда не попадает глаз телекамеры. Радио остается основным средством информации в большинстве стран - членов ООН. Благодаря заключению специальных соглашений радиопартнерство ООН с различными странами укрепилось. После недавней перестройки отдела средств массовой информации все ресурсы в сфере выпуска и распространения радиоматериалов были объединены в одну службу. Это привело к повышению эффективности и окупаемости радиопередач, В то же время ооновские радиостудии были оснащены электронным цифровым оборудованием, обеспечивающим безупречное качество звука, автоматическое многоканальное микширование, одновременный доступ ко всем звуковым источникам, цифровую обработку и овладение звуком.

Департамент общественной информации также пользуется универсальностью системы Интернет для разработки нового канала по передаче и распространению своих радиопрограмм. Самая интересная особенность радио Интериет - его способность не только вести передачи в прямом эфире, но и поддерживать архивированные программы для проигрывания по вызову клиента. Этот способ распространения радиоматериалов имеет двойное преимущество, так как он может быть адресован как индивидуальным пользователям Интернет, так и радиостанциям. Применение Интернет как нового средства радиопередачи имеет и еще одно преимущество: оно дает возможность использовать низкозатратную технологию для охвата более широкой аудитории.

Всего три года назад пресс-релизы ДОИ в основном можно было получить в Секретариате ООН в бумажной форме. Сегодня к ним имеется доступ через Интернет в тот же день, когда они выпущены, и можно вести поиск всей базы данных пресс-релизов по темам, датам или символам. До недавнего времени, чтобы узнать о повседневных событиях в ООН, надо было посетить проводимые в ее штаб-квартире брифинги. Сегодня достаточно набрать номер телефона коммутатора ООН и получить нужную информацию.

Всемерно пользуясь важнейшими достижениями в области визуальной технологии радиовещания, ДОИ провел три видеоконференции, связав друг с другом участников с различных станций. Первая из них состоялась по случаю выдвижения Общесистемной специальной инициативы по Африке в январе 1996 г., когда участники в Нью-Йорке, Женеве и Адbс-Абебе совместно проводили это мероприятие. Вторая имела место 16 сентября в связи с презентацией очередного доклада о деятельности Совета по эффективности. Во время празднования Дня ООН в октябре прошлого года в холле здания Генеральной Ассамблеи происходила видеоконференция с участием детей из всех регионов мира, представляющих поколение XXI в.

Видеопрограммы, подготовленные ООН, в последнее время были отмечены несколькими международными премиями и наградами в этой области, включая "золотой орел" и премию Телли. Не далее как в марте этого года видеопрограмма ООН "Вызов пережиткам" ("Defying the Odds") была награждена серебряной медалью на авторитетном Нью-йоркском видеофестивале ( это 30-минутный фильм о четырех женщинах, живущих в разных странах, но в равной степени ставящих под вопрос многовековые традиции и взгляды на роль женщины в семье и обществе).

В том, что в глобальном масштабе стал возможен сегодня широкий обмен видео-и телепрограммами (как и международный обмен радиопрограммами), огромная заслуга принадлежит Всемирному союзу электросвязи (ВСЭ) - одному из специализированных органов в системе ООН. Им проводится колоссальная работа в области телекоммуникаций.

Одним из самых главных событий в сфере информационной деятельности ООН за последнее время стала перепланировка и расширение локального электронного архива на "всемирной паутине" (World Wide Web - WWW), где ДОИ выступил пионером в использовании новейших информационных технологий, опередив даже некоторые ведущие средства массовой информации. В настоящее время в функции департамента входит не только помещение информации в локальный архив WWW, но и более широкая координация и связь в условиях, когда все больше департаментов и служб разрабатывают собственные материалы. Число "посещений" клиентами этого узла электронной связи утроилось и продолжает стремительно расти после открытия локального архива на WWW в середине сентября.

Интерес к сети Интернет также привел к появлению "Cyberseek" - программы обучения работе на компьютере для миссий и членов делегаций, организованной на постоянной основе с июня 1996 г. в Библиотеке им. Дата Хаммаршельда. Ввиду колоссального спроса число учебных сессий было увеличено, и в библиотеке теперь существует семь рабочих станций для пользователей (четыре из них - главным образом для пользования делегатами) в целях повышения доступности Интернет для тех, кто не имеет компьютерного подключения к нему.

Отмечу еще один аспект работы на "электронной супермагистрали" - это использование Интернет для получения доходов ООН. Недавно была открыта "домашняя страничка" для объявлений о продаже литературы. Этот узел электронной связи позволяет клиентам получать информацию о новых названиях, вести поиск по полному каталогу публикаций, посылать заказы и отмечать дни распродаж. С момента своего открытия в августе 1996 г. этот электронный узел связи дал возможность развернуть продажу публикаций ООН в большем объеме, в том числе в регионах, которые раньше трудно было охватить в рамках традиционных мероприятий по продвижению публикаций и сбору средств.

Равным образом, за успешным слиянием публикации Всемирного банка "International Business Opportunities Service" с изданием "Development Business" последовало создание нового электронного продукта, который сделает их данные доступными в режиме "он-лайн" раньше, чем выйдет печатное издание, и с базой данных, полностью доступной для электронного поиска. "Development Business" на Интернет финансируется из поступлений, возросших в результате слияния двух публикаций, и вышел в режим "он-лайн" в первой половине 1997 г.

Другой новационный проект носит название "CyberSchoolBus", это - интерактивная образовательная программа на World Wide Web, представляющая собой введение к теме "Организация Объединенных Наций". Программа предназначена для учащихся и имеет выходы на локальные архивы в системе ООН, пригодные для образовательных целей. Студенты и преподаватели смогут найти свой путь в электронной среде, насыщенной учебными программами, информацией, планами уроков и мероприятий, по вопросам, затрагивающим весь мир. Первый проект учебной программы, названный "Города: день сегодняшний и день завтрашний", находится в электронном продукте Хабитат II (Habitat II) и был запущен незадолго до празднования Дня ООН в 1996 г. В январе нынешнего года ДОИ выпустил новый проект образовательной программы - MUNDA, который через Интернет способен связать студентов колледжей по всему миру для обсуждения общих тем, касающихся деятельности ООН и ее роли в будущем.

При нынешнем финансовом положении организации ее персоналу, занимающемуся информационной деятельностью, приходится проявлять находчивость и творческий дух, чтобы прочно утвердить присутствие ООН в этой бурно развивающейся среде. Быстрая экспансия этой новой среды продолжается, и спрос на дополнительные услуги растет. Однако удовлетворение его упирается опять же в финансовые возможности, ибо требуется не только дополнительное оборудование, но и персонал.

Вместе с тем, полностью отдавая себе отчет в перспективности информационной технологии (информационная технология является и эффективным способом экономии расходов и отвечает двум важнейшим требованиям, предъявляемым к общественной информации: скорости и широте охвата аудитории), разумеется, нельзя упускать из виду и традиционные средства массовой информации. Дело заключается в ограниченном доступе к Интернет не только в развивающихся странах; даже в промышленно развитых странах в настоящее время можно достичь основной части адресной аудитории - журналистов, политиков, ученых и др. - лишь традиционными средствами.

Хотя общественно-информационные компоненты операций по поддержанию мира не входят в непосредственную компетенцию ДОИ, департамент прилагает усилия к тому, чтобы повысить общественно-информационный потенциал миротворческих миссий. В этом он тесно сотрудничает с департаментом операций по поддержанию мира ООН, анализируя общественно-информационные "уроки" последних операций, и всячески старается учиться на опыте, накопленном при планировании новых операций. Например, один из важных уроков недавних операций по поддержанию мира состоит в поразительной эффективности радио.

Успешным стал эксперимент по широкому освещению проблем развития. Обзор материалов, поступающих с важнейших международных конференций по этим вопросам, помещается в публикации "Development Update", которая на первых порах считалась лишь дополнением к программам по рекламированию всемирных конференций по вопросам развития. Но сейчас рассматриваются варианты дальнейшего совершенствования содержания и оформления публикации с тем, чтобы она могла обращаться к более широким аспектам экономического и социального развития.

В целях привлечения внимания к конкретным вопросам в области экономического и социального развития департамент информации организует широкие мероприятия вокруг международных дней, объявленных Генеральной Ассамблеей, и результатов серии международных конференций. Одно из мероприятий включало обсуждение положения в области прав женщин, сложившегося год спустя после IV Всемирной конференции по проблемам женщин, которая проходила в Пекине в сентябре 1995 г. под эгидой ООН, и проверку исполнения принятых там решений. В июне 1996 г. выпущена новая информационная программа в связи с пятилетней ретроспективой саммита по проблемам Земли (the Earth Summit).

Совместно с Детским фондом ООН департамент общественной информации принял участие в подготовке всемирного выпуска доклада эксперта Генерального секретаря Грасой Машел "Влияние вооруженных конфликтов на детей". Доклад был распространен как в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, так и во всех ее отделениях.

Еще одно мероприятие, проведенное ДОИ совместно с департаментом координации политики и долговременного развития, - Форум молодежи ООН, который состоялся в Вене в конце ноября.

Как отметил недавно в интервью "Российской газете" (8.04.97) заместитель Генерального секретаря ООН В.Ф.Петровский, "сегодня действующими лицами международных отношений становятся не только государства и их объединения, но и экономические и религиозные структуры, неправительственные организации". Большое поле деятельности ООН в информационной сфере составляет работа с неправительственными организациями (НПО) как важнейшим элементом гражданского общества, В сентябре 1996 г. была успешно проведена ежегодная конференция НПО с участием более 1450 представителей 514 организаций из 59 стран. Ее тема - "ООН: отвечая на вызовы меняющегося мира". Лейтмотивом выступлений докладчиков и участников прений было обсуждение предложений по коренной реформе организации. Участники имели возможность обменяться мнениями с вице-председателями пяти рабочих групп Генеральной Ассамблеи ООН на высоком уровне. Кроме того, информационные службы ООН в Аммане и Женеве и центры информации в Бонне, Браззавиле, Брюсселе (последний провел отдельные встречи в Бельгии, Люксембурге и Нидерландах), Буэнос-Айресе, Ла-Пасе, Мадриде, Нью-Дели, Париже, Рио-де-Жанейро, Токио и Виндхуке впервые провели параллельные мероприятия в сотрудничестве с местными неправительственными организациями.

Одним из видов деятельности ООН по широкому общественному информированию яяляются ознакомительные экскурсии в ООН. С начала их проведения в 1952 г. число посетителей, совершивших их, приближается к 40-миллионной отметке, и с каждым годом растет. ДОИ не только занимается организацией этой работы, но и широко рекламирует ее. В июле 1996 г. он разместил на благотворительной основе в общей сложности 40 рекламных щитов в нью-йоркских аэропортах Кеннеди и Ла-Гуардиа, в Ньюарке, а также в чикагском аэропорту 0'Хэйр и в аэропорту Хартс-филд Атланты (обычно такая площадь стоит свыше 570 тыс. долл. в год). Бюро путешествий в Нью-Йорке ныне включило посещение ООН в качестве составной части любых экскурсий по городу. Магнитозапись информации об ознакомительных экскурсиях имеется на девяти языках в телефонном "меню" города. Осуществляются планы совершенствования компьютерной системы заказа номеров в гостиницах с тем, чтобы позволить включить в нее анонсы программ, статистические отчеты, расстановку персонала, а также элементы, связанные с организацией программ брифингов и пресс-конференций.

Ознакомительные экскурсии остаются одним из наиболее эффективных путей прямой связи с общественностью в тех странах, где имеются представительства ООН. Объем заявок все возрастает, и департамент информации в ответ на увеличение спроса стал выпускать собственные аналитические и информационные материалы, чтобы ответить на чаще всего задаваемые вопросы и удовлетворить интерес к деятельности ООН.

Все больше внимания уделяется заочному, "дистанционному" образованию. В начале 1996 г. двухдневный "электронный полевой визит" в ООН, проведенный в рамках серии увлекательного обучения образовательных услуг Тернера (Turner Educational Services' Adventure Learning Series), позволил школьникам, правда пока только США. выйти в эфир по каналам общественного телевидения и программе "Америка-он-лайн". Этот "визит" дал им возможность узнать о работе ООН в ее штаб-квартире и на местах, "встретиться" электронным способом с высокопоставленными сотрудниками, членами Секретариата и Генеральным секретарем.

В США, как стране пребывания, департамент общественной информации на постоянной основе работает с научными институтами и Ассоциацией содействия ООН в целях установления контакта с преподавателями и помощи им в деле введения тематики ООН в учебный процесс. К концу текущего академического года планируется устроить семинар для преподавателей с тем, чтобы в большей мере ознакомить их с вопросами, которыми занимается ООН, и предложить им поделиться своими идеями и опытом. Кроме того, готовится проведение серии "Студенческие дни в ООН".

Департамент также продолжает принимать на стажировку работников средств массовой информации из развивающихся стран. В дополнение к этому в качестве составной части постоянно действующей общественно-информационной программы по Ближнему Востоку в 1996 г. была усилена программа подготовки палестинских журналистов: в 1996 г. стажеры приняли участие в восьмимесячной программе, помимо брифингов и обмена опытом в штаб-квартире ООН они участвовали в 10-дневной стажировке в головном офисе CNN в Атланте и посещали ряд брифингов в Институте международных отношений при Колумбийском университете. Еще до завершения программы несколько участников установили тесные контакты с организациями международных средств массовой информации. Кроме того, для улучшения практики государственного управления Библиотека им. Дата Хаммаршельда в настоящее время предоставляет курс обучения использованию новейших электронных ресурсов для двух должностных лиц Палестинской автономии. Обсуждается и программа проведения дальнейших самоокупаемых мероприятий, включая международный форум в Газе по проверке международной помощи властям Палестинской автономии.

В деле поддержки общественно-информационной деятельности ООН большую роль играет Библиотека им. Дата Хаммаршельда. Она продолжает расширять и укреплять роль системы депозитарных библиотек. Четыре новых библиотеки открыты в 1996 г. - в Австрии, Индии, Японии и Зимбабве, в результате чего международная сеть составляет теперь 355 библиотек в 142 странах. Еще две библиотеки - в Китае и Мексике - вскоре пополнят этот список.

Значение работы, которую проводят библиотеки и архивы системы ООН, трудно переоценить. Дело в том. что эта работа - что исключительно важно - учитывает как опыт высоко развитых, лидирующих в данной области государств, так и опыт стран, только вступающих на путь развития. Поэтому опыт библиотечной работы самой ООН универсален.

Используя новые технологии. Библиотека им. Дата Хаммаршельда начала электронное индексирование документов ООН и приступила к созданию совместной системы индексирования с другими библиотеками ООН, чтобы обеспечить быстрый и своевременный доступ к ооновской информации пользователей по всему миру.

В прошлом году эта библиотека также значительно расширила свои услуги потребителям. В ней был создан "стол подсказки" CD-Rom, в рамках которого предлагаются персональная помощь и подготовка, и были установлены две общественные рабочие станции, чтобы удовлетворить растущее число постоянных миссий, повседневно пользующихся службой NewsEdge. Библиотека также значительно увеличила рассылку наиболее важной информации ответственным лицам по электронной почте и открыла доступ к полномасштабной текстовой информации одновременным пользователям путем дистанционной связи через локальную сеть (LAN). Затраты на это нововведение произведены немалые, но широкие и долгосрочные преимущества превосходят стоимостной фактор.

Никогда раньше свободный поток информации не имел столь кардинального значения, как сегодня. С приходом и совершенствованием технологии связи информация все более становится эффективным орудием, способствующим взаимопониманию между народами, формирующим общественное мнение и влияющим на политическую волю к продвижению мирового сообщества по пути мира, демократизации и развития.

Свобода информации и выражения - ключевой принцип построения прочного гражданского общества, французский писатель Альбер Камю в свое время так охарактеризовал его значение: "Свободная печать может, конечно же, быть хорошей или плохой, но, несомненно, без свободы она может стать только плохой. Свобода есть не что иное, как шанс быть лучше, тогда как рабство - это гарантия худшего".

В эпоху, когда циркуляция идей между странами и внутри них ускорилась, превзойдя все ожидания, народы черпают вдохновение друг у друга, делятся своими идеями и взглядами, утверждая себя в решении проблем, непосредственно затрагивающих их жизнь и формирующих контуры их будущего.

В 1995 г. более 80 журналистов были убиты в районах конфликтов, а в 1996 г. - еще больше. Они посвятили себя обеспечению свободы и плюрализма средств массовой информации.

Невозможно переоценить значение плюралистских средств массовой информации для строительства демократических обществ. Этому принципу глубоко привержена ООН, его проводят в жизнь департамент общественной информации и ЮНЕСКО, этот принцип утверждают на региональных семинарах, где бы они ни проводились, - в Виндхуке, Алма-Ате, Сантьяго-де-Чили или Сане. Сейчас ведутся переговоры со всеми заинтересованными партнерами, включая ЮНЕСКО, о проведении семинара по Восточной и Центральной Европе в 1997 г.

Финансовые трудности ООН сказались особенно серьезно на ее информационной деятельности. Всем известны сообщения средств массовой информации об усталости стран-доноров и общем дискомфорте по поводу состояния дел в области международного сотрудничества. Подобные тенденции имеют очень серьезные последствия для всех международных организаций.

Правда, многие информцентры преодолевают их, проявляя профессионализм и находчивость. Во многих местах информцентры осуществили меры экономии. В свою очередь департамент информации ООН предпринял дополнительные усилия по наращиванию своих компьютерных возможностей: за последний год число центров с электронной почтой увеличилось на треть. Там, где это технически возможно, информация передается с использованием сжатых файлов, чтобы экономить и деньги, и время персонала центров.

Современный всплеск новых технологий связи, не знающих государственных границ, таит в себе огромный потенциал для информационной деятельности ООН. В большей степени, чем когда-либо раньше, ее центры могут получить последнюю информацию, так как сводки брифингов передаются мгновенно. Это важное достижение повысило качество информации и скорость ее передачи, что усиливает позиции информцентров ООН, давая перевес над конкурентами на современном информационном рынке. В то же время, хотя чудеса техники имеют головокружительный потенциал, его приводит в действие человеческий фактор. Для выполнения этой задачи нужны не просто преданные, но и новаторские по духу люди, по-настоящему верящие в Организацию Объединенных Наций и ее роль в современном мире. Преданные делу сотрудники на местах не просто рассылают документацию и материалы заинтересованным лицам. Они любыми средствами способствуют осведомленности и общественному пониманию деятельности ООН. -

В настоящее время в ООН проводится реорганизация, в том числе и в ее подразделениях, занимающихся информационной деятельностью. В 1996 г. было начато в соответствии с решениями Комитета ООН по информации и Генеральной Ассамблеи объединение информцентров. Оно проводится с учетом специфики страны пребывания и по согласованию с ее правительством при условии, что можно будет достигнуть заявленных целей, а именно - единства образа ООН, экономии средств и усиления информационной деятельности, сохраняя при этом функциональную автономию тех или иных информцентров.

Ясно, что скудные ресурсы, должны направляться туда, где они приносят наилучшие результаты. Поэтому реформа обсуждается на различных уровнях и на всех совещаниях с целью поиска путей к совершенствованию как информированности общественности, так и самой информации.

17 марта Генеральный секретарь ООН объявил о первом этапе реформ в Секретариате организации. В рамках этого этапа трансформируется и департамент общественной информации: вместо него будет создан Отдел по коммуникациям и работе со средствами массовой информации (Office of communications and media service) с целью "усилить способность ООН снабжать правительства, СМИ и общественость своевременной информацией о деятельности ООН".

К.Аннан отметил, что в основе финансовых трудностей организации лежит политический кризис - кризис веры в саму ООН. Он призвал всех ее сотрудников, всех представителей и делегатов государств - членов ООН приложить усилия к тому, чтобы предстоящее пятилетие - пятилетие, когда организация войдет в XXI столетие, стало периодом не просто избавления от финансовых трудностей, а настоящего возрождения ООН, призванной быть инструментом мира и прогресса для всего человечества

3. Новые концепции безопасности

Исследователи международных отношений 1990-х годов встали на путь поиска новых концепций безопасности, что было связано с изменившимися условиями мировой политики после окончания Холодной войны и развала социалистического блока. Таким образом, были сформулированы три новые концепции безопасности, которые будут по отдельности рассмотрены в этом разделе нашей работы. Возможно, применение хороших сторон всех этих концепций, может помочь в совершенствовании международно-правовой системы безопасности современного периода.

3.1. Концепция кооперативной безопасности

Данная концепция делится на два основных направления, которые называются «гроцианской» и «кантианской» концепциями. Гроцианская концепция больше апеллирует к международным институтам и правовым нормам, в то время как «кантианская» настаивает на универсальности моральных норм и соблюдении прав личности как основном критерии безопасности. Различия между этими концепциями настолько велики, что их можно расценить как две независимые концепции.

Гроцианская концепция кооперативной безопасности

Данная концепция была разработана в конце 1980-х гг. учеными Брукингского университета США.

Согласно основателям концепции «кооперативная безопасность – это механизм сдерживания агрессии через создание встречных угроз и нанесение поражения тому, от кого она исходит», Приведем основные элементы содержания кооперативной безопасности, отстаиваемой сторонниками гроциановской модели:

  1. Меры, направленные на достижение кооперативной безопасности, должны формироваться скорее на основе согласия, чем навязываться силой, а сама система кооперативной безопасности должна исходить из таких предпосылок, которые могли бы восприниматься широкой общественностью как легитимные.

  2. Система кооперативной безопасности должна быть открытой для присоединения других стран, если они следуют принципам кооперативной безопасности.

  3. Цель кооперативной безопасности состоит не в том, чтобы уничтожить все вооружения, предотвратить все формы насилия и гармонизировать все политические ценности, а в предотвращении накопления средств для серьезной, преднамеренной, организованной агрессии, давая, таким образом, международному сообществу основу для организации ответов на гражданское насилие;

  4. Концепция кооперативной безопасности включает в себя такие принципиальные компоненты, как денуклеаризация, оборонительная конфигурация обычных вооруженных сил, согласованный международный ответ на агрессию, снижение военных инвестиций и прозрачность всех мер [13]

По мнению сторонников гроцианской кооперативной безопасности совокупность мер, предлагаемых этой концепцией, может вылиться в подлинную систему международной безопасности, для чего необходимо усовершенствовать действующую систему безопасности, которая может привести мир к очередному разделению на блоки.

Кантианская концепция кооперативной безопасности

Кантианская концепция кооперативной безопасности, основные положения которого отражены Ричардом Коеном, отличается от гроцианской тем, что сторонники этой концепции придерживаются мнения о неэффективности ООН и убеждены в том, что в условиях изменившейся среды безопасности необходимо действовать не на основе действующих международно-правовых норм и принципов, а исходя из защиты гуманитарных ценностей и идеалов. Сторонники концепции обосновывают право стран - участников системы кооперативной безопасности на «гуманитарное вмешательство», т.е. на применение силы за пределами этой системы. Главным инструментом достижения безопасности приверженики кантианской модели считают НАТО.

Таким образом, кантианская концепция кооперативной безопасности представляет собой систему безопасности для определенного круга государств, объединяемых общей идеологией, которые ради сохранения своих общих интересов не должны останавливаться перед применением силы по отношению к странам, не являющимися членами этой системы.

Кантианская концепция кооперативной безопасности более радикальна и находится в наибольшей оппозиции к действующей международно-правовой системе.

3.2. Концепция человеческой безопасности

Концепция человеческой безопасности, разработанная во второй половине 90-х годов прошедшего столетия, очень близка по своей сути кантианской концепции кооперативной безопасности. По мнению одного из основоположников этой концепции, министра иностранных дел Канады Ллойда Эскуорти, безопасность индивидов имеет в настоящее время тенденцию к снижению, особенно по причине растущего числа внутренних конфликтов. Новые гражданские конфликты и массовые нарушения прав человека, рост насильственных преступлений, распространение терроризма и наркотиков, а также деградация окружающей среды требуют разработку качественно новых стратегий в области безопасности.

Главной идеей концепции человеческой безопасности является опровержение гипотезы, согласно которой безопасность индивидов вытекает из безопасности государств. Л. Эскуорти предлагается шесть компонентов концепции:

  1. Когда обстоятельства это оправдывают, необходимо вмешиваться во имя защиты человеческой безопасности. Подобное вмешательство может включать в себя использование силовых методов, включая санкции и военное вмешательство, как это имело место в операциях НАТО в Косово.

  2. Необходимо оценить совершенно определенным образом человеческие издержки стратегий, преследующих цель продвижения безопасности государств и безопасность международную.

  3. Политика безопасности должна быть тесно интегрирована в стратегию поддержки прав человека, демократии и развития.

  4. Из-за транснациональной природы проблем, угрожающих безопасности личности, инициативы в этой сфере должны быть обращены ко всей гамме акторов, включая государства, многосторонние организации и группы гражданского общества.

  5. Для эффективности системы человеческой безопасности необходимо обеспечить высокий уровень координации действий всех вовлеченных сторон.

  6. Важное место в деле обеспечения человеческой безопасности стоит уделить неправительственным организациям, которые проявляют активность в деле защиты прав индивидов и могут сыграть важную роль в реализации концепции [14]

Все эти моменты являются отличительными свойствами концепции человеческой безопасности, которая основывается на противопоставлении безопасности индивида и государства.

3.3. Теория демократического мира

Теория демократического мира основана на предположении, что моногенные международные системы с однородными по своей идеологии, социально-экономическим условиям и уровню демократии участниками, менее склонны к конфронтациям, нежели гетерогенные. Эта теория в определенной степени близка социалистической концепции безопасности, согласно которой войны между социалистическими странами невозможны. Как и социалистическая концепция, теория демократического мира придерживается мнения о том, что, конфликты имеющие место в между демократическими государствами связаны с тем, что эти государства недостаточно демократичны.

Сторонники теории демократического мира, возникшей в США, придерживаются следующих принципов достижения желаемой системы международной безопасности:

  • победа над нищетой;

  • расширение взаимопонимания между народами;

  • насаждение общечеловеческих ценностей;

  • способствование демократическим переменам в странах;

  • заострение внимания на стремлении меньшинств к самоопределению;

  • институционализация разрешения конфликтов, и т.д [15].

Как видно эта теория основывается на концепции обеспечения международной безопасности посредством повсеместного насаждения определенной модели демократии. Слабой стороной этой концепции является то, что она не учитывает препятствия, обусловленные естественноисторическими и национальными условиями, с которыми может столкнуться процесс насаждения демократии в отдельных странах.

Заключение

Итак, можно сделать вывод, что Организация Объединённых Наций, как одна из наиболее влиятельных межправительственных организаций, играет огромную роль в нашем многополярном мире, участвуя в экономическом, социальном, культурном развитии, установлении и укреплении межгосударственных связей как среди государств-членов, так и среди государств-нечленов ООН, создании и поддержании мира и добрососедских отношений на нашей планете.

Тем не менее, нередкое явление и критика в адрес ООН. Чаще всего она связана с бюрократизмом и высокими неоправданными расходами. В то же время, Организация Объединённых Наций доказала свою способность к совершенствованию, к адаптации к меняющимся условиям.

Пресс-релиз ORG/1469. ООН (3 июля 2006)

http://www.un.org/ - официальный сайт ООН

http://ru.wikipedia.org/ - свободная онлайн-энциклопедия

3 Устав ООН: его история и значение. ООН, 1948 год

КОНСТАНТИНОВ Дмитрий Дмитриевич, кандидат исторических наук. Информационная деятельность ООН.

10 Игнатенко Г.В., Тиунова О.И. Международное право Москва, 1999. С. 435-436

11 Питер Кальвокоресси. Мировая политика после 1945 года. Книга 2. Москва, 2000. С. 236

12 Безопасность участников миротворческих операций ООН регулируется Конвенцией о безопасности персонала ООН и связанных с ним лиц, одобренной Генеральной Ассамблеей в 1994 г. Лукашук И. И. Международное право – Особенная часть. Учебник для юридических факультетов и вузов. Москва, 1998. С. 225

13 Цыганков П. А. Теория международных отношений. Москва, 2002. С. 339-341

14 Цыганков П. А. Теория международных отношений. Москва, 2002. С. 343-344

15 Rummel R. Power Kills: Democracy as a Method of Nonviolence. New Brunswick: L., 1997. P. Устав Организации Объединённых Наций


Закрыть ... [X]

Роль ООН в современных международных отношениях - ООН в современных Критерии расчета дорожных одежд нежесткого типа

Мировые отношения оон Мировые отношения оон Мировые отношения оон Мировые отношения оон Мировые отношения оон Мировые отношения оон Мировые отношения оон Мировые отношения оон Мировые отношения оон